Календарь новостей

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Новости Калужской митрополии

Новости песоченской епархии

465 dionisiat

В пятницу 1 января, накануне дня памяти священномученика Игнатия Богоносца и святого праведного Иоанна Кронштадтского, прот. Алексий Зиновьев и иерей Владислав Береговой совершили в Свято-Никольском соборе праздничное Всенощное бдение.

По завершении службы отец Владислав произнес проповедь о житии и письменном наследии священномученика Игнатия Богоносца.

 

Священномученик Игнатий Богоносец

Святой Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был то самое дитя, которое принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос, говоря ученикам: «Аминь глаголю вам, еще не обратитеся, и будете, яко дети, не внидете в Царство небесное; еще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет» (Мф. 18:2-5). Святой Игнатий назван Богоносцем потому, что сам был носим руками Бога воплощенного и всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви ко Христу и по благодати Духа Святаго, наполнявшей его сердце.

Игнатий долгое время был учеником апостолов Петра и Иоанна Богослова. Как неразлучный спутник благовестников, Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями.

Около 67 года по Рождестве Христовом в Антиохии скончался епископ Антиохийской церкви, Еводий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, рукоположенный еще самим учителем его, апостолом Петром, как о том свидетельствует Иоанн Златоуст.

Поставленный во епископа, Игнатий с неутомимой ревностью предался делу пастырского служения, не щадя ни сил, ни трудов.

Паства его не раз подвергалась сильным гонениям, особенно при императоре Домициане. Святитель и в эти тяжкие дни явил себя истинным учеником апостолов. Он ободрял страждущих за имя Христово, обещал именем Божиим вечную блаженную жизнь на небе.

Образец добродетелей, сам Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Посему, когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, и церковь пребывала в тишине, Игнатий, радуясь миру, скорбел, что не удостоился пролить кровь за имя Иисуса. Господь снисшел на желание верного Своего раба, и Игнатий украсился славою не только проповедника, но и мученика.

Недолго церковь Христова наслаждалась покоем. Император Траян в 104-106 годах одержал решительные победы над скифами, даками и другими народами. Ослепленный успехом, он думал, что для всеобщей ему покорности не достает только полного повиновения христиан. Всем подданным без исключения император повелел приносить жертву идолам, грозя в противном случае лютой смертью. Опасаясь, чтобы кто-либо из антиохийской паствы не отрекся от Христа, Игнатий встал на защиту веры.

Он обходил темницы, укреплял страждущих и мучимых за Христа, убеждая не отрекаться от Господа и не поклоняться идолам; говорил, что пытки, терзания и мучения ничтожны в сравнении с жизнью, которая ожидает мученика на небе. Слух о такой деятельности антиохийского епископа скоро дошел до Траяна. Он сильно вознегодовал и решил наказать святителя. В начале 107 года Траян прибыл в Антиохию. Здесь указали ему на Игнатия, как на главного предводителя христиан и опору их веры. Император призвал Игнатия к себе на суд.

- Ты ли, - спросил у него Траян, - называешься Богоносцем и, противясь нашим повелениям, стараешься всю Антиохию вести во след Христа?

- Я, - твердо ответил епископ.

- Да что это за название - Богоносец?

- Богоносец тот, - отвечал Игнатий, - кто носит Христа Бога в душе.

- Так ты носишь своего Христа в себе самом?

- Поистине, ношу, - сказал святой Богоносец, - ибо во Слове Божием написано: вселюся в них и похожду.

Траян долго старался склонить Игнатия к отречению от Христа, осмеивая его веру и обещая взамен почести и богатства; но на все увещевания Богоносец отвечал, что ему лучше страдать за Христа, умершего на кресте, нежели отвернувшись от Него, жить в величии и славе. «Ты сам говоришь, что Бог твой умер, - насмехались судьи императора, думая обличить праведника его собственными словами, - может ли мертвый спасти и даровать жизнь? Своих богов мы считаем бессмертными».

«Господь и Бог мой для нас сделался человеком, - отвечал Игнатий, - и для нашего спасения, по собственному благоизволению, принял крест, смерть и погребение; потом воскрес в третий день и взошел опять на небеса, откуда сходил восставить нас от падения и вновь ввести в рай. А который из ваших богов сотворил подобное?»

Епископа отвели в темницу, чтобы потом предать на съедение зверям. Но рассудив, что часто твердость христиан, являемая в тяжких страданиях, приводила язычников к вере в Иисуса, император решил послать Игнатия на казнь в Рим. Расчет был прост: народ, не зная, кто он, примет мученика за обыкновенного преступника.

Так и поступили. Траян отправился в военный поход, а Игнатия, связанного узами, повели в Рим на казнь за возлюбленного Христа; но ни утомление от дальней дороги, ни близость смерти не могли победить в нем твердости духа. Он шел радостно, утешая христиан, которые с плачем сходились к нему из городов Малой Азии на крестном пути. В Смирне Игнатий провел некоторое время с Поликарпом, тоже учеником Иоанна Богослова, и оттуда написал послания к церквям: Ефесской, Магнезийской и Траллийской, приславшим в Смирну для приветствия святого узника своих епископов с пресвитерами и диаконами. Эти письма, дошедшие до нас, заключают в себе истинно христианское учение; в них выражается пламенная любовь к Богу и ближним.

Видя, какое участие принимают в его судьбе христиане, как огорчены смертным приговором, Игнатий из Смирны направил им письмо в Рим, умоляя не препятствовать его казни.

«Всем говорю, что добровольно умираю за Христа, - пишет он, - но боюсь любви вашей... О том только молитесь, чтобы Господь подал мне силы, да не только назовусь христианином, но и окажусь таковым на деле... Умоляю, не удерживайте меня; оставьте быть снедью зверей; через то я достигну Бога. Я - пшеница Божия. Да измолот буду зубами зверей, чтобы быть мне чистым хлебом для Бога... Я ныне раб. Но если пострадаю, буду свободным... Огнь, крест, собрание зверей, сокрушение костей и все дьявольские мучения пусть придут на мя - только бы достигнуть мне Христа... Господа желаю, Сына истинного Бога и Отца; Того ищу, Кто за нас умер и воскрес... Дайте мне увидеть чистый свет, быть подражателем страданий Христа Бога. Моя любовь пригвождена ко кресту и говорит: иди ко Отцу».

Наконец прибыли в Рим. Епарх, известившись о воле императора, велел приготовить зверей и в праздничный день, пред многочисленным народом, святитель был приведен на казнь. Его сопровождали христиане и вместе с ними он помолился, да прекратит Господь гонение, даст мир церкви Своей и внушит верующим взаимную любовь.

Язычники, которые вели его, спросили, почему он так часто повторяет имя Иисуса Христа. Святой Игнатий отвечал, что в его сердце написано это имя, и потому уста исповедуют Того, Кого он всегда носит в себе.

Бог даровал Игнатию безбоязненно встретить ужасную смерть. Представ на казнь и обратившись к народу, он громко сказал: «Знайте, граждане римские, что не за злодеяние и преступление осужден я на смерть, но за единого Бога моего. Я - пшеница Его и зубами звериными измалываюсь, чтобы быть мне для Него чистым хлебом!» Едва святитель успел выговорить эти слова, как львы устремились на него, в одну минуту растерзали и пожрали, оставив от тела Игнатия одни только твердые части. Так скончался истинный светильник Божий, светивший Антиохийской церкви светом Христовой веры и евангельского учения в продолжение сорока лет. Это совершилось в 107 году по Рождеству Христову, в 20-й день декабря.

После казни священномученика Игнатия христиане собрали в полотно останки его, как неоценимое сокровище, и через некоторое время с благоговением перенесли из Рима в Антиохию.

Память святого Игнатия Богоносца празднуется 20 декабря (2 января) и 29 января (11 февраля), в день перенесения мощей его из Рима в Антиохию.