MG 0244АРХИПАСТЫРСКОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
досточтимым пастырям, священно- и- церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии

Христос Воскресе!

От сердца, преисполненного светлой радости, поздравляю всех Вас с жизнеутверждающим праздником Воскресения Христова! Праздничное богослужение – это ликование о победе жизни над смертью, правды над ложью, чистоты над пороком.

Пасхальная служба начинается торжественным крестным ходом. Духовенство и верующие с зажжёнными свечами под колокольный звон в сумраке ночи с сердечной молитвой обходят храм. Это напоминает евангельскую притчу о десяти девах. Из десяти дев, вышедших навстречу жениху с зажжёнными светильниками, было пять мудрых, а пять неразумных. Мудрые девы взяли с собой запас елея, а неразумные — нет. Под елеем святые Отцы понимают не только исполнение церковных предписаний (молитв, постов, участие в богослужениях, принятие таинств), помощь нуждающимся, строительство храмов и часовен, но главным образом, внутренние духовные добродетели, такие, как покаяние, смирение, любовь к ближним.

Духовные, а не телесные добродетели уподоблены елею. О внешних добродетелях десяти юниц сказано, что это было девство. Все они совершили трудный и угодный Богу внешний подвиг, сохранили телесную чистоту. Отличие одних от других не в наружном делании, а в усердии, ко внутреннему благоустроению.

Если христиане заняты исключительно внешним деланием, не радея о внутреннем, такие труженики неразумны и не смогут угодить Богу. О таких подвижниках Спаситель говорил: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком» (Мф.15,8). То есть почитают Бога только словами и телесными подвигами без благочестивого направления души, в связи с этим «сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15,8), так как они привлекают похвалу, которая заражает души различными недугами: славолюбием, завистью, лицемерием, сребролюбием, сластолюбием. «Но тщетно чтут Меня» (Мф.15,9) телесным деланием, то есть напрасно, без пользы для своей души творят одни внешние подвиги, которые без смирения образуют из них фарисеев и лицемеров. У них снаружи одно, а внутри совсем другое. О таких неразумных христианах свт.Игнатий Брянчанинов писал: «Одно наружное благоговейное направление без благочестивого направления и упражнения души оказывается чуждым духовного плода, потом заражается тщеславием, самомнением. Люди переходят от благоговения к притворству. Это образует фарисея..., держащегося убивающей буквы закона, отвергающего оживотворяющий дух закона. Фарисей, хотя и говорит о Боге и о добродетели, но вполне чужд Бога и добродетели: он готов и способен на всякое злодеяние, на всякий низкий поступок для удовлетворения своему самолюбию». О таких людях Спаситель говорил: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное» (Мф.7,21).

Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми церковными дверями. После прославления Святой Троицы они открываются, и все участники крестного хода входят в храм. Не совсем так будет во всеобщее Воскресение. Спаситель говорил: «но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21) станет наследником вечной жизни. Какова же воля Отца Небесного? Его воля, состоит в том, чтобы мы научились не только телесному посту или бдению, а внутренним добродетелям, таким, как покаяние, терпение и смирение. Игумен Никон (Воробьёв) писал: «Покаяние, потому что мы постоянно согрешаем; терпение – ибо сказано «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10,22) и смирение – «Бог смиренным даёт благодать» (1Петр.5,5).» Самое главное, Он ищет не тех, кто угождает Ему телом, а душой. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24), «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4,23). «В духе и истине», означает душой и чистотой ума, так как «Бог есть дух» бестелесный, а потому и поклоняться ему должно бестелесно. Поклонение Богу духом — главное отличие истинных христиан от ложных. По этому признаку можно отличить разумных дев, вышедших навстречу жениху, от неразумных, а значит понять, кто идёт к Богу, а кто нет.

Спаситель сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»(Ин.13,35). Значит, не подвиги телесные, сколь бы они суровы не были, не внешнее благоговейное поведение, сколь бы приятным оно не было, не чудеса, сколь бы удивительны они не были, не являются главным, отличительным признаком истинных учеников Христовых, но лишь любовь друг к другу, которая рождает мир и согласие. Свт.Димитрий Ростовский писал: «Где Бог, там всё мирно, а где нет Бога, там всюду раздоры, брань и несогласие». И это более, чем суровые телесные подвиги и великие чудеса, делает христиан угодными Богу. Любовь между православными приводила, приводит и будет приводить в Церковь новых христиан, у которых «одно сердце и одна душа» (Деян.4,32).

Профессор медицинских наук, практикующий врач-кардиолог Мориц Роолингз написал книгу о посмертном опыте своих подопечных, в которой приведено свидетельство одного из пациентов, возвращённого к жизни. Он писал: «Наша постоянная жизнь – ничто, по сравнению с той, которая нас ожидает, но это вы увидите потом. Я всегда полагал, что положение в обществе и признаки благополучия – самое важное в жизни, пока эта самая жизнь не была вдруг отнята у меня. Тогда я понял, что ни один из прежних моих идеалов не имеет реальной ценности. Только любовь, которую испытывают к ближним, выдержит испытание».

Не все девы вошли в брачный чертог, но лишь благоразумные и в Новый Иерусалим войдут не все, а только те, кто предусмотрительно создаст запас елея духовными добродетелями. Если человек будет удовлетворён только внешним деланием, такого христианина может постигнуть участь неразумных дев, тех, которые сохранили девство (совершили суровое телесное делание), но не наполнили сосуды елеем духовных добродетелей: самоосуждением, покаянием, прощением обид, любовью.

Главное препятствие входа в Небесный Иерусалим – отсутствие покаяния и смирения. Чтобы нам не оказаться перед затворёнными дверями царского чертога, поспешим исправить свои души. Очистим их от зависти, осуждения, превозношения. Последуем примеру блудного сына, кающегося мытаря, благоразумного разбойника — самоосуждение, смирение и покаяние которых, были приняты Богом, как лепта вдовицы. Нам открыт этот путь! И нам может быть отворён чертог Царства Небесного ключами нелицемерного смирения и истинного покаяния.

В одной из молитв свт.Иоанна Златоуста из Последования ко святому Причащению есть такие замечательные слова: «Верую, яко сие сотвориши (просветиши помраченный мой помысл): не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое, отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси, еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся в лице Твоих другов в вчинил еси».

Крестный ход, вошедший в храм с Крестом, Евангелием, с иконами, с горящими свечами под радостный колокольный звон, изображает всеобщее Воскресение и ликование праведников, то есть искренно кающихся грешников. От нас зависит, войдём ли мы с ними вместе в райские обители или останемся вне спасительного ковчега с грешниками, не принесшими покаяния. Прп.Амвросий писал:«Всеблагий Господь готов всегда принять искренно кающегося и не лицемерно смиряющегося».

Дорогие! Желаю Вам избрать спасительный путь и через искреннее покаяние и очищение души от страстей сподобиться милости от Воскресшего Христа Живодавца! Он всех смирившихся грешников принимает в Своё Небесное Царство. «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21.31).

Паки и паки поздравляю Вас с всерадостным и жизнеутверждающим Христа Бога нашего Воскресением, так как сегодня

Воистину Воскресе Христос!

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ МАКСИМИЛИАН

Пасха Христова,

2017 год