image (1)26 января 2017 года клирик Свято-Никольского храма г. Мосальска - иерей Владислав Береговой - посетил заседание секции «История и литература Христианского Востока», проходящую в рамках XXVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.

Собравшиеся, среди которых были и известные ученые, и молодые исследователи, и студенты, услышали 13 докладов, в своей совокупности наглядно показавших широту современных отечественных исследований в этой области: их предметом были тексты коптской, эфиопской, арабо-христианской, сирийской, еврейской и персидской традиций, а рассматриваемые вопросы касались истории, богословия, литературоведения, текстологии, лингвистики, искусствоведения.

Заседание открылось докладом Н. Г. Головниной (ПСТГУ) «Монашеские правила и их особенности в греческой и коптской традиции», в котором монашеский устав рассматривался с жанровой точки зрения на материале греческих и коптских, а также с привлечением латинских источников. Проблема, которую эти тексты ставят перед исследователем, – понять связь между их строго юридическим характером и основной целью – дать правильные ориентиры для внутренней жизни инока.

В докладе «Три монаха на краю земли. Странствие Феофила, Сергия и Евгения в контексте литературы «хожений» д. и. н. С. А. Французов (ИВР РАН, СПбГУ) продолжил начатый им ранее анализ рукописи B.A.R. MS Orientale 365 из собрания Библиотеки Румынской академии. В составе этого манускрипта ему удалось идентифицировать ранее не известную арабскую версию «Сказания о Макарии Римском». Один из фрагментов подтверждает уже высказывавшееся учеными мнение о том, что этноним «рус» у сирийского автора псевдо-Захарии Ритора является не одним из первых упоминаний русов, а заимствованным из книги пророка Иезекииля наименованием одного из фантастических народов.

Д. и. н. А. Б. Ковельман, заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ, расширил тематические горизонты конференции в сторону межрелигиозных сопоставлений. В своем докладе на тему «Богословие как прием: Бинарные оппозиции в Новом Завете, Талмуде и творениях отцов Церкви» исследователь исходил из того, что и раннеиудейская и раннехристианская библейская экзегеза, и новозаветное богословие ап. Павла, и, наконец, раввинистический иудаизм подходили к Библии с интеллектуальными орудиями, выработанными греческой философией. Так, талмудическая оппозиция «слышание Торы – исполнение заповедей» при внимательном рассмотрении оказывается параллелью к новозаветной оппозиции «вера – дела» и аристотелевской оппозиции «созерцание – добродетель».

dcde767d1ddd27505f026720464b9114
dcde767d1ddd27505f026720464b9114
fce6e7e2612ebc3b8bb95688ebbd58e3
fce6e7e2612ebc3b8bb95688ebbd58e3
image (1)
image (1)
image
image
Previous Next Play Pause